sch_haifisch (sch_haifisch) wrote,
sch_haifisch
sch_haifisch

Categories:

Против автомобилизма-3

Физические аспекты автомобилевладения, о которых шла речь в предыдущих частях - только внешняя сторона проблемы автомобилизма; если бы дело было только в этом, вряд ли данная проблема вызывала бы столь горячее участие широких народных масс. Истинный корень зла сокрыт глубже - и заключается он в довольно неприятных усреднённых особенностях личности Уважаемого Автолюбителя, которые к тому же ещё усугубляются господствующей автомобильной субкультурой. Итак, о чём идёт речь?


1. Очевидно, что автомобилисту мало просто попасть из пункта А в пункт Б быстро, комфортно и безопасно - даже если представить, что цель эта выполняется другими средствами (а на практике она НЕ выполняется и автомобилем тоже), многие ли автовладельцы добровольно и с песней сбросят со своих плеч автомобиль как тяжёлый ненужный груз? На самом деле автомобилисту не так-то уж и нужно регулярно попадать из пункта А в пункт Б - куда больше ему нравится всё то, что связано с обладанием машиной и процессом управления ею.

Для начала предположим нечто на первый взгляд безобидное - что человеку нравится одновременно: а) перемещаться с большой скоростью, б) контролировать этот процесс. В этом не было бы ничего плохого (неважно, идёт ли речь о наслаждении скоростью как таковой или о более широком желании расширять свои способности), если бы в случае автомобиля эти желания не были сопряжены с очевидной опасностью для себя и окружающих. Если жажда скорости в беззаботной голове автовладельца преобладает над пониманием необходимости по-настоящему хорошо овладеть мастерством вождения и правилами дорожного движения, то, значит, мы уже имеем дело с авантюристом (пренебрегающим опасностью и полагающимся на своё умение быстро принимать правильные решения) или легкомысленным ослом (очевидной опасности просто не видящим), вполне способными натворить дел лишь потому, что у них, извольте видеть, душа просит как следует погоняться. Обобщая данный пункт, можно сказать, что авантюристов и легкомысленных ослов в нашем обществе полно - а автомобиль благодаря соблазнительному обещанию скорости и свободы привлекает в первую очередь их, и лишь затем - людей другого склада характера.


2. Как знает всякий, кто бывал в машине хотя бы в качестве пассажира, характернейшей чертой отечественных водителей является НЕНАВИЗДЬ к прочим участникам дорожного движения, в том числе и к другим водителям. Подробно ознакомиться с данным аспектом можно, например, на Лурке, а я, не углубляясь в хорошо разобранный и всем известный вопрос, лишь отмечу, что бесплодная ненависть разрушает тело и душу, а если ненависть бессмысленна, то плоды её тоже ужасны. Ненависть автомобилиста к дорожному окружению всегда бессмысленна и чаще всего бесплодна, поэтому автомобилист, принявший данный аспект автомобильной субкультуры, становится неприятен и опасен и для общества, и для себя - со своими издёрганными нервами, агрессивностью и перманентным чувством униженности (ведь на дороге всегда найдётся другой автомобилист, который нанесёт какой-то урон чести нашего автомобилиста). Таким образом, отрицательный отбор совершается и по данному пункту - нестойкий гражданин весь этот дурдом в конце концов бросит, а вот наслаждающийся всеобщей ненавистью к нему и собственной ненавистью ко всем экземпляр к своей машинушке прикипит всей душой.


3. А каков источник перманентной ненависти автомобилиста ко Вселенной? А дело в том, что в родном отечестве дороги - это не какие-то там пути сообщения, а едва ли не главный полигон иерархических игр. Поэтому всякий, кто хочет вообразить себя выше общества, обязан купить кредитную "Ламборджини"... эээ, стоп, куда это меня занесло, автонищеброды же кругом... кредитную "Тойоту" и подрезать на ней кредитные "Приоры", а также по возможности доминировать над велосипедистами и пешеходами и давить птичек, кошек и собак. Но если с кошками и пешеходами особых проблем не возникает, то вот среди других автомобилистов таким доморощенным доминатором является каждый второй, не считая каждого первого, и в битвах за доминирование между ними успех всегда переменчив, чем вызывает у проигравшего лютый бугурт. Кроме того, почувствовать себя подлинным Хозяином Дороги не даёт и всевозможное дорожное окружение (от ремонтников до деревьев, не говоря уж о ПДД), мешающее доминатору ездить в соответствии с пожеланиями его левой пятки.

Но ведь известно, что в местах, где идут битвы иерархов, остаться в стороне от этих битв невозможно - каждый, кто пытается устраниться, получает статус лоха-омежки и соответствующее обращение. Как следствие, презирающие бабуиньи игрища при первой возможности покидают полигон, а им навстречу спешат молодые претенденты на статус первейшего альфа-самчилы трассы.


4. Поскольку капиталистическое общество и само-то по себе является огромным полем для тех же иерархических игр, автопроизводители, не будь дураки, активно стимулируют глупых бабуинов платить им живые денежки за иллюзорное ощущение некоего статуса. Если бы процесс был пущен на самотёк, древнее представление об автовладельце как о преуспевающем, уважаемом и богатом члене общества давно сошло бы на нет - ну в самом деле, какой там статус может давать обладателю вещь, которая доступна уже не единицам и не десяткам, но буквально каждому, у кого есть хотя бы скромный доход. Это практически то же самое, что понтоваться пейджером (вы ещё помните такое слово, а?) - за тем исключением, что автомобиль, утратив свойство статусности, всё ещё не утратил свойства полезности. Но ведь свойство полезности не утратили также и компьютеры (а кто ими сейчас понтуется?), и одежда (язык шмоток, ещё недавно столь авторитетный, нынче почти никому почти ничего не говорит), и мобильные телефоны (здесь соревнование павлинов за самый пёстрый хвост ещё не окончено, но касается лишь новейших моделей нескольких известных марок). И только автомобиль остаётся предметом понтоигрищ во всей своей полноте - спектр простирается от обладателя "Запорожца", презирающего пешехода, до обладателя "Роллс-Ройса", презирающего обладателя "Бентли".

Берётся это главным образом из характера рекламы автомобилей (максимум пафоса, максимум самцовости, максимум Успешности - все эти "Если быть, то быть лучшим", "Бросая вызов городской стихии", гордые лики образцовых бизнесменов-суперменов, вьющиеся вокруг них дамочки-модели, ну, вы не хуже меня знаете), а также из характера уже имеющейся автомобильной субкультуры, где традиции такой вот показной "успешности" хранятся свято. Ну и путинские кортежи туда же - если ылитка повсеместно устраивает спектакли на тему "Автомобиль - это статус", то разве ж добрый пополан имеет право воспринимать реальность иначе?

А ведь если вокруг стало меньше предметов, которыми можно хвастаться, то естественно, что к немногим оставшимся стекаются все любители дешёвого позёрства. Любитель гнуть пальцы и рассказывать о своём мифическом процветании просто обязан купить автомобиль - ведь больше ему для удовлетворения данной потребности купить особо нечего. Он же не рашкоылитарий, чтобы предметами новорусской роскоши понтоваться - на особняк а-ля Брынцалов и даже на простенькое шубохранилище ему в жизни не наворовать.


5. Добравшись до шубохранилищ, мы плавно добрались до, пожалуй, стержневой проблемы автомобилизма - проблемы собственничества. Похваляться вещами - это в сущности означает похваляться богатством; в меньшей степени - также особенностями Духовно Богатой Личности, воплощённой в этих конкретных личных вещах. А автомобиль к тому же - собственность особого толка, самодвижущаяся и большая, что позволяет демонстрировать её широчайшему кругу граждан (особнячок, особенно его внутреннее убранство, каждому бомжу не показать, бриллианты, ввиду их небольших размеров - тоже). Между тем собственническое чувство - главное препятствие для построения коммунизма: гражданин, ведомый хомячьими инстинктами, грабит общество, думает лишь о набивании своей норки, а на основании обильности имущества в ней полагает себя ылитарием-сверхчеловеком, отказываясь от сотрудничества личности и общества на обоюдное благо. Физически от пересадки с личного автомобиля на общественный для Уважаемого Автовладельца не изменилось бы ничего (точнее, даже изменилось бы в лучшую сторону - дороги свободнее, самому рулить не надо, за рулём вообще специально обученный мастер вождения) - но зато психологически его лишили бы смысла бытия (то есть грести себе как можно больше нового имущества и самовыражаться в имуществе уже подгребённом).

А кто не делает из собственности культа, тот, конечно, купит автомобиль лишь при реальной необходимости. Хомяку же без машины не жизнь - ну что это за хомяк, если Предмета Всей Жизни Номер Два за душой нету (Предмет Номер Один - это собственное жильё, понятно).


6. Всё вышесказанное указывает ещё на одну черту автомобилиста подобного типа - на его анархо-индивидуализм, выражающийся в презрении к правилам. Ну в самом деле, он же воюет со всякими дорожными гадами - какие на войне правила? Он же Верховный Бабуин - кто осмелится предписать ему какие-то правила? Он же блестящий супермен - супермены стоят выше правил для простых смертных. Он Собственник, наконец - а значит, он сам для нищебродов правила пишет. А уж общество проклятых коммунототалитаристов вообще не смеет ему что бы то ни было диктовать - ему, самому Расправившему Плечи Атланту! Поэтому, конечно же, на общественную полезность правил дорожного движения ему покласть и соблюдает он их лишь в той мере, в какой полагает силу гаишников превосходящей его собственную силу. Ну а уж громоздить своё драгоценное ведро на общественный тротуар и общественный газон для Уважаемого Автолюбителя вообще святое дело, ибо ему так удобно, а мир этот создан лишь для того, чтобы обслуживать атлантов на самодвижущихся экипажах.

(Не забудем также, что российская культура во многом вообще строится на непризнании и показном попрании официального закона и, что ещё интереснее, на размытии неофициальных понятий - так, чтобы каждый член российского общества в любой момент мог оказаться как атлантом, так и лохом-омежкой. Но это настолько огромная тема, что даже бегло касаться её здесь не стоит).

А человек, осознающий важность правил, на дороге будет беситься из-за повсеместных нарушений и невозможности как-то исправить безобразие ему лично. И поспешит покинуть дорогу, чтобы больше не трепать себе нервы ещё и по этому поводу.


На этом месте обратим внимание на главное - что пункты 2-6 трактуют о столпах мировоззрения Настоящего Мужука, который, как известно, должен всех ненавидеть и презирать (и неспроста автомобилист в особенности ненавидит женщин за рулём), сидеть на вершине бабуиньей иерархии, поплёвывая на лохов-омежек, подгребать под себя побольше имущества, попирать все официальные нормы и правила, а поскольку ничего этого ему чаще всего не удаётся - всеми силами пускать пыль в глаза окружающим, уверяя, что он в этом мире самый успешный и что пиписька у него, конечно же, просто огромная. Автомобилизм позволяет Мужику обрести хотя бы суррогат желаемого - заложив последние штаны, можно обзавестись демонстративно дорогой машиной, а уж воображать себя королём дороги безусловно проще, чем даже королём танчиков, например (не говоря уж о гигантах секса и прочих требующих практических достижений званиях) - в танчиках-то действительно как-то выигрывать надо, а король дороги - ощущение чисто субъективное. Пункт 1, впрочем, тоже касается НМ напрямую: какие там опасности, особенно для других, если на другой чаше весов - возможность почувствовать себя крутым и стремительным.


7. Кое-какое прибежище в автомобилизме находят и не столь могучие духом хотя бы в собственных глазах граждане. Личный автомобиль - неплохое убежище для социофоба, опасающегося, что в общественном транспорте его будут обижать злые пенсионерки. Отсекая общественную проблему от проблемы личной, нужно понимать, что удалить из ОТ всех антисоциальных элементов - не более чем вопрос желания властей, до минимума снизить возможности носителей деревенского менталитета жестоко общать в ОТ добрых граждан - тоже (простейший пример - стоит только перестать компоновать сиденья в электричках по схеме 3+3, как ни один незнакомый любитель потрепаться пристать к вам уже не сможет). Однако очевидно, что социофоб и в исправленный ОТ не полезет. Там страшные неприятные люди, от них лучше держаться подальше, вон даже и на дороге всякие демоны достать могут, что уж говорить про такой чудовищный вертеп, как пригородная электричка. Нет уж, у меня моё личное убежище есть, чёрта с два я вам его сдам, общественники проклятые.


8. Ну и наконец скажу, что идейный автомобилист - это ментально адепт Хаоса в чистом виде. Упорядоченная схема реализации права граждан на свободное передвижение оскорбляет его до тех же глубин души, что и зрелище Москвы без хаотичной торговли с рук у каждого Выхино, например. Ведь он же, такой внезапный, вдруг захотел поехать вот прямо сейчас - а тут трамвая ждать шесть минут нужно, и остановка у него за сто метров от желаемого пункта, а попросить вагоновожатого остановиться почему-то нельзя, даже за доплату. С самолёта на полпути не сойдёшь, опять же, да и летают они по твёрдо выделенным трассам, скукота. А уж поезд и вообще по рельсам едет - это ж представляете, какая гнусная выдумка презренной тоталитарной душонки??!!

Но хаосит - враг прогресса, поскольку любой прогресс достижим лишь через совместную организованную деятельность и представляет собой движение от низших форм Порядка к высшим.


UPD. А вот я ещё забыл п. 9. Есть люди, которые любят машину как живое существо: вливают в неё бензин, как будто лошадку овсом кормят, через мойку проезжают, словно на коняшке через водоём, рисунки наносят, точно гриву заплетают. Этим людям вполне можно порекомендовать найти работу, связанную с ездой на машине - и любить служебную машину как свою, преодолевая пошлые собственнические чувства.


Подводя итог, приду к неоригинальному выводу - победа над автомобилизмом, как и над многими другими негативными явлениями нашей жизни, ментально строится через победу над Настоящим Мужиком и особенно над хомяком-собственником. Социофоба-то можно вылечить, да и каршэринг тут в общем решит вопрос, а восьмой пункт - это больше проявление акульего чувства юмора. По-настоящему содержательная часть укладывается в первые шесть пунктов, а там-то надо бить в первую очередь отнюдь не по самим автомобилям (хотя, не в последнюю очередь, и по ним тоже).

Мораль: не будь Настоящим Мужиком - будь Настоящим Человеком! Внеси свой вклад в победу коммунизма - отправь ласточку под пресс!
Subscribe

  • Соображения о буржуазной диктатуре

    "Ярлычковая" тема пока что не отпускает. В процессе этого разговора решил более чётко сформулировать, что я думаю по поводу буржуазной диктатуры и…

  • О функциях денег при социализме

    Хочу сохранить это отдельным постом, задолбало каждый раз объяснять, почему летом тепло, а зимой холодно:…

  • О поклейке ярлычков-4

    Заканчиваем. И вот поэтому в заключительной части данной статьи стоит поговорить о сущности социализма и коммунизма. При описании большевизма я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments

  • Соображения о буржуазной диктатуре

    "Ярлычковая" тема пока что не отпускает. В процессе этого разговора решил более чётко сформулировать, что я думаю по поводу буржуазной диктатуры и…

  • О функциях денег при социализме

    Хочу сохранить это отдельным постом, задолбало каждый раз объяснять, почему летом тепло, а зимой холодно:…

  • О поклейке ярлычков-4

    Заканчиваем. И вот поэтому в заключительной части данной статьи стоит поговорить о сущности социализма и коммунизма. При описании большевизма я…